Новые законы об удержаниях с пенсии

Предлагаем статью на тему: "Новые законы об удержаниях с пенсии" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Долги не спишут: пенсии станут неприкосновенными

Минтруд совместно с Минэкономразвития подготовили и направили в комиссию Правительства РФ законопроект, запрещающий взыскание долгов со страховых пенсий россиян, а также иных государственных выплат и пособий, включая пенсию по инвалидности. Также планируется ограничить взыскание и с заработных плат, чтобы оставить должнику не менее прожиточного минимума после списания задолженности или ее части. Проект направлен на защиту конституционных прав граждан, однако не все эксперты одобряют его принятие.

Почему хотят принять закон о запрете взыскания долгов с пенсий?

Авторы законопроекта обусловили необходимость принятия документа желанием защитить интересы пожилых и малообеспеченных людей, получающих пенсионные выплаты и пособия. Фактически сейчас ряд пенсионеров, у которых есть непогашенные долги перед банками России или в сфере ЖКХ, вынуждены отдавать половину пенсии ФССП, а на остаток – не жить, а выживать, так как средств на покупку продуктов и лекарств недостаточно.

Практических примеров, когда приставы списывали всю пенсию в рамках исполнительного производства, немало, тогда люди были вынуждены остаться без средств к существованию. Забота государства – обеспечить достойное социальное обеспечение для своих граждан, что предусмотрено Конституцией РФ. Взыскание же долгов с пенсий, как считают авторы инициативы, нарушает конституционные права.

Как будет работать законопроект по защите населения от списания долгов?

Принятие закона предполагает внесение поправок в ряд нормативных документов, включая Трудовой кодекс. Предполагается, что для защиты населения будут действовать следующие меры:

  • задолженность не будут взыскивать со страховой пенсии, выплат по инвалидности, военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов;
  • в ряд защищенных выплат попадут и пенсии по государственному обеспечению, и пособия по временной нетрудоспособности;
  • при взыскании долгов с зарплаты у гражданина не должно оставаться доходов меньше, чем установлено прожиточным минимумом;
  • исключением станут долги по ЖКХ, по уплате штрафов, компенсации вреда, причиненного преступными действиями – их будут удерживать и с пенсии, если выплаты больше величины прожиточного минимума.

При этом неприкосновенные доходы россиян будут отмечаться специальным кодом, и судебный пристав при обращении взыскания увидит, какие средства нельзя списать со счетов должника.

К каким последствиям приведет принятие закона о неприкосновенных пенсиях?

Не все эксперты позитивно восприняли идею ввести запрет об обращении взысканий на пенсии граждан – в Госдуме уже заявили о том, что принятие инициативы лишит пожилых людей возможности оформлять кредиты. Банки начнут массово отказывать таким заемщикам в сотрудничестве из-за повышенных рисков, так как в случае просрочек вернуть долг через суд окажется невозможно.

«Было бы целесообразно ограничить для пенсионеров только предел взыскания, чтобы ФССП списывала средства, оставляя должнику не только прожиточный, но и социальный минимум», – считают эксперты.

Пенсионеры нередко сталкиваются с финансовыми сложностями, когда требуется крупная сумма на срочные покупки, и обращение в банк сейчас становится хорошим выходом – кредитные организации охотно одобряют заявки людей пожилого возраста, так как их доходы являются официальными и гарантировано постоянными. Также в случае реализации законопроекта появится ряд и других проблем. Непонятно, как будет происходить взыскание материального ущерба, причиненного третьим лицам действиями пенсионера, например, при заливе квартиры или совершении ДТП, если отсутствует состав уголовного деяния. Пока законопроект является сырым и требует серьезных доработок.

Когда запретят взыскание долгов с пенсий и пособий

Как ни странно, но несмотря на законодательный запрет, на практике встречается взыскание с пенсии и социального пособия долгов. 13 февраля 2019 года Совет Федерации одобрил принятый Госдумой Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве». Он исключает возможность обращения взыскания на денежные выплаты социального характера. Рассказываем, что это означает для обычных пенсионеров и льготников и когда новые правила начнут действовать.

Причина несоблюдения действующих правил

Статьей 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

  • денежные суммы, выплачиваемые за возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • различные компенсационные и единовременные выплаты;
  • социальные пособия, в т. ч. пособия гражданам с детьми;
  • средства материнского капитала и другие.

Однако связка «пенсия-взыскание-приставы» на практике работала довольно активно. Дело в том, что судебному приставу-исполнителю изначально не известны:

1. Источники поступления денежных средств на банковский счет должника.

2. Их назначение.

В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.

В суды в 2016 году предъявлено 269 заявлений/административных исковых заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера. Из них удовлетворено 22, что составило 0,6% от общего количества удовлетворенных заявлений/административных исковых заявлений.

Попытка исправить ситуацию

Отметим, что для исключения случаев обращения взыскания на доходы, указанные в упомянутой ст. 101 Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, уже была внесена норма, предусматривающая, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (Закон от 08.03.2015 № 57-ФЗ).

Однако выяснилось, что указанный механизм является действенным только в случае, когда должник надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства и ему разъяснены права и обязанности. Иначе внесудебные и судебные взыскания с пенсии, пособия продолжают иметь место.

Что будет с обращением взыскания на пенсию, пособие

Депутаты в очередной раз подготовили поправки в ФЗ «Об исполнительном производстве» (т. н. Закон о запрете взыскания долгов с пенсии, пособия) для защиты прав лиц, получающих пенсии и социальные пособия.

Читайте так же:  3 ндфл на пенсионные взносы

Они исключают возможность обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера – взыскание на пенсию должника, а также получаемые им социальные пособия от государства.

Предложено открывать специальные социальные банковские счета, предназначенные только для зачисления денежных средств, на которые в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Кроме того, предложено обязать банки исполнять содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом ч. 4 ст. 99 (размер удержания) и ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

Также банкам запрещено исполнять исполнительные документы или постановления судебного пристава-исполнителя, если денежные средства, находящиеся на счете должника, относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

Предусмотрено, что в процессе обращения взыскания на имущество должника, кроме информации о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций приставы также запрашивают сведения о назначении платежа.

Когда начнут действовать новые правила

Считается, что принятие рассмотренного закона позволит исключить возможность обращения взыскания на выплаты социального характера, а также снизить напряженность в обществе из-за случаев обращения взыскания на социальные выплаты.

Законодательный запрет на обращение взыскания на пенсию должника, а также его социальные пособия вступит в силу с 1 июня 2020 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Запрет взыскивать долги с пенсий россиян — последние новости 2020

Минэкономразвития предложило отнести ряд пенсий россиян к доходам, с которых нельзя взыскивать долги, сообщает «Российская газета».
Соответствующие документы, по данным издания, направят на рассмотрение в комиссию по законопроектной деятельности. В Минтруда и Минэкономразвития подтвердили эту информацию.

Новые правила взыскания долгов с пенсий россиян: когда НЕЛЬЗЯ будет взыскивать долги, а когда – МОЖНО!

Автор: Ольга Игнатова

В комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности должны поступить два законопроекта Минэкономразвития России:

  • Первый из которых предлагает запретить взыскивать долги со страховых пенсий жителей России.
  • А во втором указывается, что при взыскании долгов с зарплаты должен всегда оставаться прожиточный минимум.

В правительственную комиссию документы уходят после рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии, уточнили «Российской газете» в Минтруде. В Минэкономразвития «РГ» отметили, что подготовлены проекты законов.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении» и «О внесении изменений в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении». Эти законопроекты как раз недавно одобрены на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Сегодня пенсия считается доходом, с которого могут быть удержаны различные долги, в том числе банковские задолженности, коммунальные платежи, штрафы. Нельзя удержать долги только с различных соцвыплат, например, за приемных детей.

Первым законопроектом предлагается пополнить список «неприкосновенных» доходов целым рядом пенсий:

  • страховой пенсией по старости,
  • страховой пенсией по инвалидности,
  • накопительной пенсией,
  • пенсиями по государственному пенсионному обеспечению,
  • пенсионным обеспечением военнослужащих и правоохранительных органов,
  • пособиями по временной нетрудоспособности.

В пояснительной записке указано, что право на социальное обеспечение и пенсии установлено Конституцией России. Однако право взыскивать долги с пенсий, по сути, нивелирует эти конституционные гарантии, считают авторы законопроекта.

Однако авторы законопроекта все же оставляют возможность взыскивать из пенсии отдельные виды долгов — например,

  • задолженность по ЖКХ,
  • а также обязательства по возмещению ущерба после совершения преступления,
  • по уплате административного и судебного штрафа.

Но долги все равно нельзя будет взыскать с минимальной пенсии, установленной на уровне прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе.

  • Таким образом, у пенсионера все равно останется прожиточный минимум — даже если у него есть долги по ЖКХ.
  • Также должен оставаться прожиточный минимум и от зарплаты после взыскания долгов.
  • Для этого предлагается внести поправки в Трудовой кодекс.

Почему не соблюдаются текущие правила

Статьей 101 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

  • денежные суммы, выплачиваемые за возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • различные компенсационные и единовременные выплаты;
  • социальные пособия, в т. ч. пособия гражданам с детьми;
  • средства материнского капитала и другие.

Однако связка «пенсия-взыскание-приставы» на практике работала довольно активно. Дело в том, что судебному приставу-исполнителю изначально не известны:

1. Источники поступления денежных средств на банковский счет должника.

2. Их назначение.

В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.
По данным территориальных органов ФССП России за 2016 год, было совершено 1,2 млн платежей по возврату денежных средств социального характера на сумму 4,1 млрд руб., что составляет 0,7% от общей взысканной суммы.В суды в 2016 году предъявлено 269 заявлений/административных исковых заявлений об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера. Из них удовлетворено 22, что составило 0,6% от общего количества удовлетворенных заявлений/административных исковых заявлений.

Вопрос — ответ

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Читайте так же:  Как индексируется пенсия после закрытия ип пенсионером

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

С 1 июня 2020 года взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера

Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах будет устанавливать Банк России.

закреплена обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание;

установлена обязанность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания (порядок расчета будет устанавливаться Минюстом России по согласованию с Банком России);

предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.

«Это гильотина»: Эксперт о неприглядных деталях закона о запрете взыскания долгов с пенсий

Минэкономразвития инициирует рассмотрение законопроекта, который введёт запрет на взыскание долгов с пенсий. Инициатива, казалось бы, хорошая, правильная, отмечает ведущий Царьграда Юрий Пронько. Однако президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев обратил внимание на детали, которые вызывают опасения. К примеру, в случае принятия законопроекта военные на пенсии могут лишиться возможности брать кредит. Кроме того, Мехтиев считает, что закон введёт регуляторную гильотину, хотя в правительстве, напротив, постоянно говорят о необходимости снижения надзорной нагрузки.

Гостем программы «Пронько. Экономика» стал президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев. Вместе с ведущим Юрием Пронько они обсудили новую инициативу Минэкономразвития — запрет взыскания долгов с пенсий.

Мехтиев признался, что первая мысль, когда он услышал об этом законе, была положительная — наконец-то кто-то задумался о том, что нужно закрывать некоторые лакуны в законодательстве.

«Но потом, как всегда, всё кроется в деталях. Я не буду сейчас говорить, кто кроется в деталях, но всё кроется в деталях. И когда мы увидели текст, не сразу мы его нашли, но мы его нашли, оказывается, не там искали. Мы начали смотреть, и тут действительно большой клубок вопросов. Основное — по поводу военных. Военные и другие люди, уходящие на пенсию в 45 лет. Их больше не кредитовать? Если они знают, что пенсии неприкасаемые, а пенсии хорошие, и они рассчитывают платить из этой пенсии кредит. Что будут делать банкиры, что будет делать микрофинансовая организация? Просто отказывать? Мы фактически отказываем огромному слою населения, между прочим, тому, которое мы поддерживаем, в социальной мобильности», — считает Мехтиев.

Он подчеркнул, что не пытается сказать, что этот закон не нужен, но нужно обсуждение.

«Трёхсторонняя комиссия — это кто? Работодатель, профсоюзы и правительство. Не буду говорить, кто там такие профсоюзы и работодатели, но если речь идёт о кредиторах, может, всё-таки стоить обсудить с кредиторами? И ещё одна мысль. Я внимательно почитал, там есть в конце: «вступает в силу через 18 месяцев после опубликования». То есть после принятия и опубликования. Мне хочется сказать, уважаемое министерство экономического развития, которое разрабатывало этот текст, он очень хорошо написан, качественно написан, но вы же только что заявили о регуляторной гильотине», — говорит Мехтиев.

Эксперт напомнил чиновникам об их постоянных разговорах о том, что надо убрать надзорную нагрузку, но при этом по факту вводятся новые ограничения.

«Как-то странно, если мы хотим убрать нагрузку, то мы должны исходить из неизменных условий. А когда вы постоянно меняете условия, о какой нагрузке вы говорите, о каком надзоре можно говорить? Я бы сказал просто. Да, закон нужен. Он должен вступить в действие. Но давайте тогда так. Если вы определили, что акты, федеральные акты по гильотине должны закончиться к 1 января 2021 года, пусть будет 18 месяцев с 1 января 2021 года. То есть 1 июля 2022 года. Не потому что за это время что-то случится или кто-то умрёт, а потому что тогда и бизнес может подготовиться, и обсуждение будет нормальным. С теми же самыми военными в других странах есть специальное законодательство, которое гораздо более жёсткое. Но оно ведь не отрезает. Жёсткое — в смысле защиты. Оно не отрезает от кредитования», — подчёркивает Мехтиев.

Напомним, сегодня стало известно, что Госдума приняла в третьем чтении закон о заморозке до 2002 года отчислений в накопительную часть пенсии. Как сообщает «Вечерняя Москва», по документу Пенсионный фонд России будет должен принимать во внимание взносы на обязательное пенсионное страхование в 2022 году, исходя из направления полного объема индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование выплаты.

Читайте так же:  Выход на пенсию 1969 июль

Приставам запретят удерживать деньги с пенсий и пособий

Средства будут переводиться на отдельные счета, неприкосновенные для судебных исполнителей

Видео (кликните для воспроизведения).

Фото: Пресс-служба ФССП

Россияне получат возможность создавать специальные банковские счета, куда государство сможет перечислять социальные пособия на детей, средства маткапитала, пенсию по потере кормильца и выплаты пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Если вдруг их получатели окажутся должниками по кредитам или по оплате услуг ЖКХ, то судебные приставы не смогут наложить арест на такие счета. Соответствующий законопроект был принят Госдумой во втором чтении на пленарном заседании 22 января. Как отметил спикер палаты Вячеслав Володин, граждане давно ждут окончательного принятия этой инициативы, она станет для них надёжной защитой.

Счета, свободные от посягательств

Сегодня в статье 101 «Об исполнительном производстве» определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Это, например, пенсии, алименты, компенсации за причинение вреда здоровью, социальные выплаты и пособия, средства материнского капитала, командировочные. Но сейчас эти выплаты зачисляются на обычные банковские счета, с которых в процессе исполнения судебных решений у должников могут изымать деньги. Лишь потом выясняется, что это были социальные доходы. Доказать, что средства списаны неправомерно — дело трудное и дорогое. Необходимо собрать максимум справок, обратиться в суд, и в итоге разбирательство может растянуться на долгие месяцы, причём без гарантии успешного разрешения дела.

Какие выплаты проиндексируют с февраля

В связи с этим вице-спикер Госдумы, глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, первый зампред фракции Андрей Исаев и Владимир Васильев в период исполнения им полномочий депутата Госдумы разработали законопроект о специальных социальных счетах. В первом чтении он был рассмотрен в 2017 году, затем документ прошёл процедуру согласования и уточнения с компетентными органами, в частности с Центральным Банком. Во втором чтении он был принят на пленарном заседании Госдумы 22 января.

«Запрет на исполнительное взыскание с выплат социального характера и ранее существовал в законодательстве. Но механизм был несовершенен — приставы и банки видели счёт должника, но не видели, какие именно средства на него поступают», — заявил председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. По его словам, «принятыми поправками чётко прописывается механизм, когда каждое поступление социального характера будет обозначено в банковской системе, чтобы защитить подобные выплаты от взысканий».

За банками установят жёсткий контроль

Если же банки вздумают уклониться от норм закона, то их будут ждать штрафы. Для этого единороссы уже внесли на рассмотрение коллег необходимые поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Там сказано, что за неисполнение требований по перечислению социальных выплат на специальные социальные счета штраф составит от 30 до 50 тысяч рублей, а за проведение банками недопустимых операций по спецсчетам — от 100 тысяч до одного миллиона рублей.

«Ситуация, когда государство выделяет деньги на соцподдержку, а потом их списывают, довольно распространённая. Выходит, что одной рукой даём, а другой отбираем», — сказал «Парламентской газете» председатель думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков, комментируя инициативу.

Он отметил, что в законопроекте есть ещё один важный момент: «В случае если должника признают банкротом, то деньги на этом социальном счету не будут включаться в конкурсную массу. А значит, средства, полученные на социальную помощь, не уйдут из семьи».

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, в свою очередь, рассказал, что идея законопроекта была прохладно встречена банковским сообществом, велись долгие сложные консультации, в результате выработана конструкция, которая сегодня представлена во втором чтении. «Теперь жёстко записывается обязанность банков в том случае, если подлежат списанию средства должника, обязательно проверять источник этих средств и не допускать списания тех денег, которые списанию не подлежат. При перечислении денег, не подлежащих списанию, плательщик обязан указывать код средств, который маркирует их, обозначает, что они ни при каких обстоятельствах не подлежат списанию», — объяснил депутат.

В случае если должника признают банкротом, то деньги на социальном счету не будут включаться в конкурсную массу.

По его словам, должник обязан платить по долгам, но Российская Федерация — социальное государство. «Поэтому мы не вправе оставлять человека, даже попавшего в сложную долговую ситуацию, без средств к существованию», — подчеркнул Исаев.

На какие социальные выплаты нельзя наложить взыскание

Статья 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержит 17 пунктов. Среди них:

  • возмещение вреда, причинённого здоровью;
  • возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • выплаты в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
  • алиментные выплаты, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала;
  • выплаты в связи со смертью члена семьи;
  • социальное пособие на погребение.

Запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу – что важно знать?

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.

Что случилось

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Содержание поправок

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

  1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.
  2. В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.
Читайте так же:  Как оформить льготную пенсию по вредности

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

  • субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;
  • цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;
  • выплата носит единовременный характер.

Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Вопрос — ответ

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

  • со страховой части пенсии россиян;
  • со страховой пенсии по инвалидности;
  • с накопительной пенсии;
  • с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
  • с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;
  • с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

1 июня 2020 выйдет такой закон, что с пенсий не будут высчитывать долги.

А как быть, когда исполнительное производство уже есть, и по суду надо выплачивать определённую сумму, а они пенсионеры. Я например взыскатель, как тогда быть? Ничего не получу от своих должников-пенсионеров?

Елена, добрый вечер. Новый закон (Федеральный закон от 21.02.2019 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве»») не затрагивает пенсионеров.

Посмотрите мою публикацию на эту тему по ссылке https://www.9111.ru/questions/777777777736860/

С пенсии по-прежнему будет удерживаться долг в размере, установленном законом.

Могут ли приставы удерживать деньги с пенсии в 2019 году?

Для многих граждан старше 60 лет пенсия остается одним источником дохода. Однако и этим доходом придется делиться, если у гражданина обнаружатся долги. Вопрос только в доле удержаний, а вот здесь возникают нешуточные споры. Итак, могут ли приставы снимать деньги с пенсии в 2019 году и в каком размере они должны это делать?

Сегодня пенсионеры активно пользуются финансовыми ресурсами различных организаций: оформляют займы онлайн, обращаются за банковским кредитами. Например, по данным ОКБ, за первую половину 2018 года российские граждане старше 60 лет получили в банках почти 2 млн кредитов на общую сумму в 212 млрд рублей.

По оценкам экспертов, среди новых заемщиков практически каждый десятый является пенсионером. Банки охотно выдают им кредиты, что подтверждается высоким уровнем одобрения. В частности, почти 70% кредитных заявок, поступивших от граждан пенсионного возраста, банки одобрили.

Но, как и любые другие заемщики, пенсионеры могут не рассчитать свои силы и попасть в сложную финансовую ситуацию. Это приведет к возникновению просроченной задолженности, после чего кредитор отправится в суд. Выиграв дело, кредитная организация обратится к приставам, чтобы те нашли возможности для возврата долга.

Требование закона

Приставы проверяют банковские счета должника, смотрят, есть ли у него ценное имущество. Согласно ст.99 закона об исполнительном производстве, приставы могут удерживать до 50% зарплаты и иных доходов должника до тех пор, пока не будет выплачена вся сумма долга. Подробнее о том, как самостоятельно взыскать деньги с зарплаты должника, читайте в нашем материале «Взыскание долга с зарплаты должника. Новые правила — 2019».

Читайте так же:  Белорус выход на пенсию в россии документы

Кстати, в некоторых случаях приставы могут снимать и больше, чем 50%. Как утверждает закон, госслужащие вправе списывать до 70% с дохода должника, если он является неплательщиком алиментов, либо не торопится возмещать нанесенный вред здоровью.

Жалобы должников

Размеры удержаний, о которых мы говорили выше, распространяются не только на зарплаты, но, и, например, на пенсии. Проблема только в том, что, если работающий гражданин еще может как-то выкрутиться, найти подработку при удержании с зарплаты 50%, то вот пенсионер, которого лишают половины единственного источника дохода, попадает в весьма сложную ситуацию.

Размеры пенсий сегодня оставляют желать лучшего, поэтому, когда с пенсии приставы удерживают 50%, то на руки остается сумма меньше необходимого для жизни минимума. На эти деньги просто невозможно выжить.

Дело на 2 млн рублей

Надо сказать, что многие граждане, пытаясь уменьшить размер списаний с пенсии, доходили до Верховного суда. За последние годы сложилась целая судебная практика, которая однозначно трактуется в пользу пенсионеров, попавших в сложную ситуацию.

В 2017 году Верховный суд рассматривал дело семейной пары пенсионеров, которые задолжали банку около 2 млн рублей. Пристав принял решение удерживать с пенсии каждого должника 50%. Они обратились к приставам с просьбой снизить долю удержаний до 20%, объясняя это сложным материальным положением.

Не получив должной реакции на свой запрос, пенсионеры начали судебные тяжбы. По мнению заявителей, списание 50% пенсии противоречит положениям ст. 446 ГК РФ. Напомним, что в данной статье речь идет об имуществе, которое нельзя забрать за долги. В частности, здесь говорится про единственное жилье должника, предметы обычной домашней обстановки, а также указывается, что нельзя забирать у должников деньги, если оставшаяся сумма не дотягивает до размера прожиточного минимума.

В нижестоящих инстанциях добиться справедливости им не удалось, поэтому они дошли до Верховного суда. А вот Верховный суд нашел в деле много нарушений, поэтому все прошлые решения отменил и отправил дело на новое рассмотрение в ином составе судей.

Самое главное, что Верховный суд разъяснил несколько важных моментов, которые не могут не учитывать нижестоящие инстанции. В частности, суд обратил внимание на то, что пристав, получив обращение должников, не запросил необходимые сведения, справки, которые бы подтвердили или опровергли сложное материальное положение граждан.

Также суд напомнил о ст.4 закона, регулирующего деятельность приставов. Здесь говорится, что процесс взыскания должен осуществляться на принципах уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, которое требуется для жизни должника и членов его семьи.

Кроме того, в суде отметили, что ст.99, в которой прописан размер удержаний из дохода должника, всего лишь указывает на максимальный размер. Иными словами, пристав имеет право регулировать размер списаний, выбирая ту планку, которая бы принимала во внимание сложное финансовое положение гражданина.

Здесь вспомнили и позицию Конституционного суда, согласно которой, если пенсия для гражданина является единственным источником дохода, то важно не ущемлять права должника, чтобы не оставить его за пределами социальной жизни.

С учетом материального положения

Похожее дело было рассмотрено Верховным судом и в 2018 году. Тогда пенсионер жаловался на то, что после удержания с его пенсии 50% ему на жизнь остается около 5 тыс. рублей. И это при том, что прожиточный минимум в регионе его проживания установлен на уровне более 7 тыс. рублей.

Гражданин обратился к приставу, чтобы госслужащий снизил размер удержаний до 25%, однако его прошение оставили без удовлетворения. Суды также не поддержали его, поэтому документы по делу легли на стол судей Верховного суда.

Верховный суд, как и в вышеуказанном случае, выявил нарушения и отправил дело на пересмотр. При этом мотивация суда не сильно отличалась от предыдущего дела. Здесь также отметили необходимость проверки материального положения должника и учета его финансового положения при определении размера удержаний из пенсии.

Хотя у нас в стране нижестоящие инстанции не обязаны применять решение вышестоящего суда при рассмотрении аналогичных дел, по факту они учитывают эту позицию. И чем больше будет подобных дел, тем реже пенсионеры будут сталкиваться с ситуацией, когда после удержания с пенсии им на жизнь остается сумма менее прожиточного минимума.

Запрет на списания

Рассуждая о размере удержаний с пенсии, нельзя пройти мимо законопроекта, который сейчас проходит рассмотрение в Госдуме. Документ был на днях утвержден во втором чтении, что говорит о высокой вероятности его итогового принятия.

Законопроект вводит запрет на списание со счетов граждан социальных пособий, среди которых понимают различные выплаты от государства, средства материнского капитала, пенсии по потере кормильца, пособия пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и т.д.

По сути и раньше их тоже нельзя было списывать, но приставы не владели информацией о том, какие средства на счете должника относятся к социальному пособию от государства, а какие – к зарплате, поэтому списывали все подряд. Правда, потом по обращению граждан происходил возврат средств, но все это занимало много времени и доставляло излишнее беспокойство гражданам.

Сначала законодатели хотели ввести для социальных пособий от государства специальный счет, который будет недоступен для приставов, однако потом решили, что это создаст дополнительные неудобства для банков и компаний. Поэтому во втором чтении законопроект принял немного другую форму. Теперь отправители социальных переводов будут делать специальные отметки о том, что такие деньги забирать по долгам нельзя.

Подводя итоги, нужно отметить, что, скорее всего, в будущем приставы не смогут списывать со счетов граждан отдельные виды пенсий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если речь идет о пенсии по старости, то здесь закон говорит о том, что можно удерживать с дохода до 50%. Но, как показывает судебная практика, если граждане находятся в сложном финансовом положении и у них после списаний на руках остается сумма ниже прожиточного минимума, то они могут требовать снижения размера удержаний. Если пристав не готов исполнить просьбу гражданина, то последнему следует обращаться в суд. Истории, о которых мы рассказали выше, показывают, что добиться справедливости в этом вопросе вполне возможно.

Новые законы об удержаниях с пенсии
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here