Показатели системы пенсионного и социального обеспечения

Предлагаем статью на тему: "Показатели системы пенсионного и социального обеспечения" с понятными комментариями и выводами. С случае возникновения вопросов и для актуализации данных на 2020 год вы можете обратиться к дежурному консультанту.

Электронная библиотека

Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного (государственного) социального страхования. Функционирование пенсионной системы обеспечивается в основном за счет средств Пенсионного фонда, который относится к внебюджетным кредитно-финансовым системам.

В настоящее время, с учетом мировых стандартов, создается трехуровневая пенсионная система:

1. государственные базовые пенсии по старости или нетрудоспособности;

2. государственные трудовые (страховые) пенсии;

3. негосударственные пенсии (профессиональные или добровольные) за счет взносов работодателей и работников.

Основными показателями в сфере социального обеспечения на макроуровне служат такие показатели:

— уровень и доля расходов на выплату пособий и социальную помощь в ВВП;

— доля пособий на детей в ВВП и в общем объеме денежных доходов населения.

Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий – трудовые и социальные. К числу трудовых относятся и пенсии по инвалидности.

Объектом статистического наблюдения (в рамках задач социальной статистики) является численность пенсионеров – общая и по видам назначаемых пенсий. Также в статистической отчетности показывается численность пенсионеров, начисление пенсии которым производится на особых или льготных условиях: занятые на подземных работах, в горячих цехах, работающие на Крайнем Севере и т.п.

Численность пенсионеров по инвалидности распределяется по группам инвалидности, от которых зависит размер назначаемой пенсии.

Другим направлением статистического наблюдения, предусмотренного отчетностью, является уровень денежного обеспечения пенсионеров, его соответствие социальным нормативам. В качестве минимального социального норматива, гарантированного государством, выступает минимальная пенсия.

Среднемесячный размер пенсии определяется как отношение общей суммы назначенных месячных пенсий по всем пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, к их численности.

Материальное положение пенсионеров оценивается по таким показателям:

— соотношение минимальной, средней и максимальной месячной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера;

— уровень и динамика реального размера пенсии (с учетом ИПЦ);

— соотношение размера пенсии со средним размером начисленной (номинальной) заработной платы;

— уровень фактического потребления продуктов, товаров, услуг.

Для характеристики инвалидности используются следующие показатели:

— численность инвалидов, состоящих на учете в органах социального обеспечения;

— численность лиц, впервые признанных инвалидами;

— распределение численности лиц, впервые признанных инвалидами по причинам инвалидности;

— распределение численности инвалидов по группам инвалидности;

— размеры трудовых и социальных пенсий инвалидам с детства по группам инвалидности;

— численность инвалидов, работающих на социализированных предприятиях.

В статистике инвалидности применяются показатели инвалидности (коэффициент инвалидности, показатели первичной инвалидности), которые характеризуют:

Численность лиц, впервые признанных инвалидами

Среднегодовая численность населения

Численность лиц, впервые признанных

инвалидами по причинам

Среднегодовая численность населения

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Статистика пенсионного обеспечения

Тема 6. Статистика социального обеспечения и социальной защиты населения

Социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения

Статистика пенсионного обеспечения

3. Статистика инвалидности

4. Статистика социальных услуг

5. Социальная поддержка семьи

Социально-экономическое значение статистического изучения социального обеспечения

Социальное обеспечениеэто система учреждений и услуг по оказанию помощи в случае стихийных бедствий; при ограничении либо потере трудоспособности; в ситуациях, требующих внешней помощи; а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

Социальная защищенность населенияэто совокупность механизмов, предусмотренных законодательными и нормативными актами для сохранения доходов (или их части) отдельным лицам или семьям, которые их больше не имеют в связи с потерей трудоспособности из-за старости или инвалидности, болезни, беременности (материнства), безработицы, смерти кормильца семьи, а также для материальной поддержки многодетных и малообеспеченных групп населения, учащейсямолодежи и др.

При определении размеров социальной помощи исходят как из потребностей населения, нуждающегося в поддержке, так и из реальных ресурсов, которыми располагает государство для этих целей на данном этапе экономического развития страны. Нормы социального обеспечения служат, как правило, индикаторами социальной политики государства.

Исходя из задач и направлений деятельности органов и учреждений социального обеспечения, в задачи статистического наблюдения входит сбор следующих сведений:

— размеры социальных выплат и их источники;

— численность лиц, охватываемых социальным обеспечением по его видам;

— средние размеры социальных пособий, приходящихся на их получателя.

В связи с разнообразием социальных выплат остановимся лишь на статистике основных их видов.

Статистика пенсионного обеспечения

Эта область социального обеспечения является наиболее распространенной.

Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного (государственного) социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается:

во-первых, в обязательности страховых платежей;

во-вторых, в государственном контроле над правильностью и своевременностью поступления платежей;

в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным национальным законодательством.

Функционирование пенсионной системы обеспечивается в основном за счет средств государственного Пенсионного фонда.

Основными индикаторами

фактических возможностей государствав сфере социального обеспечения служат такие показатели, как уровень и доля расходов на выплату пособий и социальную помощь в ВВП, доля пособий на детей в ВВП и в общем объеме денежных доходов населения.

Главный источник дохода пожилых граждан Украины — это пенсия. Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий —трудовые и социальные. Соответственно и система статистических показателей разделяется на два блока: первый блок содержит сведения о трудовых пенсиях, второй блок — данные о социальных пенсиях.

Читайте так же:  Во сколько лет выходят на пенсию асфальтобетонщика

Трудовые пенсии назначаются с учетом трудового стажа, устанавливая, таким образом, зависимость норм пенсионного обеспечения от трудового вклада.

Трудовые пенсии подразделяются на:

1) пенсии по возрасту, за выслугу лет;

2) по инвалидности;

3) по случаю потери кормильца.

1) Трудовая пенсия по возрасту (по старости) назначается при достижении верхней границы трудоспособного возраста, которая составляет в настоящее время в Украине 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и наличие трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин.

В соответствии с действующим законодательством верхняя граница трудоспособного возраста сниженадля отдельных категорий трудящихся: в связи с особыми условиями труда; в связи со льготами пенсионного обеспечения лиц, подвергшихся воздействию Чернобыльской аварии и др.

Особым видом трудовых пенсий являетсяпенсия завыслугу лет.Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем лицам, чья профессиональная деятельность в течение длительного времени связана с риском преждевременного профессионального старения. Круг работников, которым начисляется пенсия данного вида, достаточно широк и потому является объектом статистического наблюдения.

2) К числу трудовых пенсийотносятся ипенсии по инвалидности.

Согласно законодательству Украины инвалидом признается лицо, которое имеет устойчивое нарушение здоровья в связи с расстройством функций жизнедеятельности организма вследствие заболеваний, травм и других дефектов, нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной потере способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также трудовую деятельность.

В зависимости от степени понижения жизнедеятельности устанавливаются три группы инвалидности, которые оказывают влияние на размер пенсии, назначаемой по инвалидности.

Объектом статистического наблюдения (в рамках задач социальной статистики) является, прежде всего, численность пенсионеров — общая и по видам назначаемых пенсий, характеризующая охват пенсионной системой населения страны.

Исходя из этого, в статистической отчетности содержатся данные об общей численности пенсионеров, состоящих на учете в органах социального обеспечения (социальной защиты); численности пенсионеров, которым назначены трудовые пенсии, в том числе по возрасту (старости), из них по категориям: участники войны, работники тыла; пострадавшие от радиационного воздействия; безработные, получающие досрочные пенсии; беженцы и вынужденные переселенцы.

Выделение перечисленных выше категорий пенсионеров из общего числа получающих пенсию по возрасту обусловлено особенностями их пенсионного обеспечения, которые заключаются в дополнительных льготах или иных условиях начисления пенсий, чем для всего остального населения.

По такому же принципу в статистической отчетности отдельно показывается численность других категорий пенсионеров, начисление пенсии которым производится на особых или льготных условиях: занятых на подземных работах, в горячих цехах, на участках с вредными условиями труда; женщин, работающих в качестве трактористов-машинистов; многодетных матерей и матерей инвалидов с детства; инвалидов войны и т.п.

Численность пенсионеров по инвалидности вследствие трудового увечья, профессиональной или общей заболеваемости распределяется по группам инвалидности, от которых зависит уровень назначаемой пенсии. Приводится в отчетности также численность пенсионеров по случаю потери кормильца и пенсионеров, вышедших на пенсию по выслуге лет (численность последних приводится в отраслевом разрезе).

В связи с особенностями пенсионного обеспечения военнослужащих в отчетность включены данные о численности пенсионеров-военнослужащих и членах их семей, получающих пенсии в органах социального обеспечения (социальной защиты), в том числе по инвалидности, из них — вследствие военной травмы. Сведения приводятся по группам инвалидности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с трудовыми пенсиями Законом Украины «О пенсионном обеспечении» предусмотрены и социальные пенсии, которые назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим при достижении пенсионного возраста необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Данные о пенсионерах, которым назначены социальные пенсии, выделяются в отчетности отдельной строкой.

Другим направлением статистического наблюдения, предусмотренного отчетностью, является уровень денежного обеспечения пенсионеров, его соответствие социальным нормативам. В качестве минимального социального норматива, гарантированного государством в области пенсионного обеспечения, выступаетминимальная пенсия, под которой понимается минимальная денежная сумма с учетом компенсационных выплат в связи с ростом потребительских цен, получение которой гарантировано населению государством на условиях, предусмотренных пенсионным законодательством.

Законодательством о пенсионном обеспечении установлен и верхний предел размера пенсии, назначенной за счет выплат из государственного пенсионного фонда, т.е.максимальный размер пенсии с учетом компенсационных выплат в связи с ростом потребительских цен, получение которой гарантировано государством на условиях, предусмотренных пенсионным законодательством.

Среднемесячный размер пенсии определяется как отношение общей суммы назначенных месячных пенсий всем пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, к их численности.

Данные для расчета среднемесячного размера пенсии имеются в отчетности этих органов о численности пенсионеров и суммах, назначенных им месячных пенсий (общая сумма назначенных месячных пенсий всем пенсионерам, а также суммы назначенных пенсий в отчетном году). Материальное положение пенсионеров оценивается по таким показателям:

— соотношение минимальной, средней и максимальной месячной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера;

— уровень и динамика реального размера пенсии (с учетом индекса потребительских цен);

— соотношение размера пенсии со средним размером начисленной заработной платы;

— уровень фактического потребления продуктов, товаров и услуг.

Виды пенсий в РФ

Все виды пенсий в РФ были разработаны для защиты граждан. Гарантом начисления является Конституция. Сегодня есть несколько разновидностей такой помощи:

Читайте так же:  Как узнать платит ли алименты мужчина

К первому виду относятся ежемесячное финансирование, представляющее собой компенсацию зарплаты или другого дохода, получаемого в период выполнения профессиональных обязательств. Деньги выплачиваются и тем, кто утратили нетрудоспособные члены семьи человека из-за его летального ухода.

Второй вид предполагает материальную поддержку граждан, которые вели службу в федеральных органах. Она бывает при достижении выслуги, по старости или по инвалидности. Также подобную пенсию получают космонавты, летчики-испытатели, люди, принимающие участие в военных действиях, пострадавшие из-за различных видов катастроф.

Накопительная часть представляет собой пожизненное получение денег, накопленных благодаря взносам работодателей. Сюда же относится доход, получаемый от инвестирования.

Есть еще один вид – пенсии по негосударственным программам. Они финансируются благодаря добровольным отложениям некоторых сумм. Правила и особенности их получения прописываются в индивидуальных договорах.

Виды пенсий в РФ для людей со стажем

Виды трудовых пенсий разделяются на три основные вида:

  • При наступлении пенсионного возраста. Воспользоваться ей могут люди, имеющие записи в трудовой на срок не менее пяти лет. Кандидату для ее получения необходимо иметь возраст 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). Есть некоторые категории профессиональных сотрудников. У них граница возраста, когда можно пойти на отдых, находится на других отметках.
  • При наступлении инвалидности. Если человек имеет стаж, то ему выплачивается такой вид. Однако сумма выплат не зависит от ограниченности к труду или самообслуживанию. Прямое воздействие оказывает только группа.
  • По потере кормильца. Данная разновидность выплачивается нетрудоспособным людям. Они должны быть признаны иждивенцами. К таким категориям относятся несовершеннолетние дети, родители или супруги умершего кормильца, ближайшие родственники, которые осуществляют уход за неработающими внуками, братьями, сестрами.

Социальная пенсия

Она подразумевает гарантированную помощь со стороны органов власти незащищенных слоев. Социальная пенсия обычно минимальна, но на нее не влияет стаж или сумма страховых взносов. Получить такую помощь нельзя в периоды оплачиваемой работы.

Виды социальных пенсий

Выплачивается гражданам без стажа и накоплений. Главное условие – достижение границы пенсионного возраста. Обычно это люди, которые так и не заработали себе стаж.

Ее получают люди, имеющие подтвержденную инвалидность. Полагается людям, которые полностью или только частично потеряли возможность работать

По утере кормильца

Для несовершеннолетних, а также тех, кто находится на очной форме обучения. То есть назначается людям, которые в силу возраста не могут сами себя содержать.

Социальная пенсия назначается на заданный й срок или бессрочно. Примером первого варианта является инвалидность, которую могут снять. Сумма соц. пенсии обычно такая же, как и прожиточный минимум.

Разновидности пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Этот тип выплачивается по правилам, прописанным в Законе. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению разделяются на несколько. Первая группа – пенсия за выслугу лет. Попадают под нее:

  • военные;
  • летчики гражданской авиации;
  • космонавты;
  • госслужащие.

Лица, находящиеся на государственной службе, должны иметь стаж не меньше 15 лет. Спецификой ю является то, что должность не может прерываться больше года. То есть стаж в идеале должен быть непрерывным. Летчики и космонавты должны быть гражданами нашей страны, иметь стаж: мужчины от 25 лет, а женщины от 20 лет. Для военных срок выполнения должностных обязанностей составляет не меньше 20 лет. При этом пенсионным считается возраст в 45 лет.

Государственная пенсия по старости определяется тем, кто пострадал в результате радиационных и техногенных катастроф. Условия для начислений зависят от статуса человека, от характера выполняемых работ, времени и места проживания. Например, участники ликвидации аварии ЧАЭС в 1986-1987 году могут пойти на пенсию в 50 и 45 лет (муж. и жен.). Если же принимали участие в 1988-1990 году, то по достижению 55 (муж.) и 50 (жен.) лет.

Государственная помощь по утере кормилица назначается нетрудоспособным членам семьи, где есть погибший военный, а также люди, пострадавшие из-за катастроф.

Таким образом, система пенсионного обеспечения в нашей стране находится на стадии развития. Предусмотрена материальная поддержка всех видов граждан. В любом случае она не меньше прожиточного минимума, который устанавливается для каждого региона свой.

​Пенсионная система Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура пенсионной системы РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Электронная библиотека

Возникновение систем социального обеспечения в разных странах ориентировались, как правило, на достижение нескольких целей. Системы универсального характера были в большей степени направлены на обеспечение всеобщего гарантированного минимума, а системы социального страхования, особенно охватывающие отдельные профессиональные группы, – на компенсацию утраченного заработка, часто оставляя функции предотвращения нищеты другим институтам, в частности, социальной помощи. В процессе развития пенсионного обеспечения происходила конвергенция этих двух целей: универсальные системы дополнялись страховыми, а страховые системы стали включать в себя положения об обеспечении минимальных гарантий. При этом надо иметь в виду, что программы государственного пенсионного обеспечения во всех странах ориентированы, главным образом, на обеспечение пенсионного дохода низко- и среднедоходных групп населения.

Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, были закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. Основные цели и количественные параметры, которым должна соответствовать система пенсионного обеспечения, определенные в этих документах, были в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейской социальной хартии, возможность ратификации которой Российской Федерацией рассматривается в настоящее время. Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников обеспечить пожилым людям достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Данное положение подразумевает, что уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, а сложившийся в период трудовой деятельности уровень и образ жизни.

В России пока ещё, в первую очередь, обеспечиваются минимальные гарантии пенсионного дохода. Минимальный размер трудовой пенсии по старости на 1 января 2002 г. составил 55 % прожиточного минимума пенсионера. Несмотря на то, что средний размер пенсий несколько его превысил, а максимальный размер пенсии равен 125 % прожиточного минимума, абсолютные размеры пенсий вряд ли могут обеспечить

даже основные потребности пенсионеров, не говоря уже о «достойной жизни». Приближение размеров минимальной пенсионной выплаты к уровню прожиточного минимума является приоритетной задачей на ближайшую перспективу.

Минимальные стандарты и количественные параметры компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем, достижение которых необходимо для ратификации Европейской социальной хартии, закреплены в Европейском кодексе социального обеспечения и пересмотренном Европейском кодексе социального обеспечения (содержащем повышенные стандарты). Одним из важнейших критериев, который будет приниматься во внимание при анализе готовности России к ратификации хартии, является показатель коэффициента замещения предпенсионного (утраченного) заработка. Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка является показателем соотнесения средней пенсии с размером средней зарплаты. Снижение коэффициента до 20 % оценивается как нарушение пенсионных прав граждан. Пик роста коэффициента замещения в России приходится на начало 1990-х годов. С тех пор он неуклонно снижается. В исследованиях по пенсионной проблематике показатель среднего коэффициента замещения, характеризующий относительный уровень пенсионного обеспечения, фактически является основным. Хотелось бы сделать ряд замечаний о методике расчета этого показателя.

Российские специалисты определяют его как отношение среднего размера пенсии к средней начисленной заработной плате. Международные стандарты предусматривают достижение индивидуального коэффициента замещения не в среднем по экономике, а для так называемых «типичных получателей пенсий», которые выполнили установленные стажевые условия и получают «типичную» заработную плату. Так, в соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения (1964 г.), размер пенсии «типичного получателя» пенсии, не имеющего иждивенцев, должен составлять не менее 40 % предпенсионного заработка после 30 лет страхового стажа. По нормам российского пенсионного законодательства индивидуальный коэффициент замещения такого «типичного бенефициария» может составлять от 21,5 до 28 % предпенсионной заработной платы (в зависимости от выбранных характеристик «типичного получателя»). Пересмотренный Европейский кодекс социального обеспечения предусматривает компенсацию не менее 50 % заработка при наличии 40-летнего страхового стажа. Фактический индивидуальный коэффициент замещения по нормам российского законодательства составляет для «типичного получателя» 31 – 32 % предпенсионного заработка, что соответствует среднему коэффициенту замещения,

рассчитанному на основании начисленной заработной платы.

В международной практике средний коэффициент замещения в рамках пенсионной системы (как и любой другой системы социального страхования) определяется не как соотношение среднего размера пенсии и средней начисленной заработной платы, а как отношение среднего размера пенсии к среднему размеру страхуемого заработка (дохода). При этом страхуемый заработок представляет собой заработок или (как правило) часть заработка, используемого в качестве базы для начисления страховых взносов (социального налога) и исчисления размера пенсий. Ограничения страхуемого заработка обычно обусловлены наличием максимального (а иногда и минимального) предельного уровня заработной платы, учитываемой для целей пенсионного страхования.

В рамках существовавшей в России пенсионной системы для целей начисления страховых взносов (до введения регрессивной шкалы социального налога) использовался весь заработок без ограничений. При этом максимальный размер пенсии и, соответственно, уровень дифференциации ограничивался очень жестко: напрямую, по пенсионному закону № 340-ФЗ 1990 г. /73/, и, косвенно, через введение ограничения на максимально учитываемое соотношение заработков, по пенсионному закону № 113-ФЗ 1997 г. /68/. Такая ситуация деформировала принципы социального страхования и создавала дополнительные стимулы для уклонения от уплаты страховых взносов (социального налога), поскольку работники не получали адекватной компенсации за взносы, уплаченные с заработков выше тех, которые дают право на получение пенсий максимального размера.

По новым пенсионным нормам ограничения на размер учитываемых заработков и на размер пенсий снимаются. Единственным инструментом регулирования максимальных размеров пенсий и их дифференциации остается регрессивная шкала страховых взносов на страховую и накопительную части пенсий. Однако порог, с которого начинается регрессия, составляет почти трехкратную среднюю начисленную заработную плату по стране и по разным оценкам распространяется на 3,5 – 20 % численности занятых. Регрессивная шкала охватывает работников, входящих в

верхнюю децильную группу. Учитывая, что расчеты производились на основании распределения работающих по размерам начисленной заработной платы, а доля скрытой заработной платы в верхних доходных группах, по-видимому, выше средних показателей по всей совокупности, оценку в 3,5 – 5 % общей численности занятых можно считать более достоверной. Можно говорить о том, что на настоящий момент страхуемая заработная плата должна быть практически равна средней заработной плате.

В качестве страхуемого заработка можно рассматривать заработную плату, использовавшуюся при расчете пенсий на основе закона № 113-ФЗ /68/ и при расчете первоначального пенсионного капитала. Отношение среднемесячной заработной платы, используемой Пенсионным фондом России при расчёте пенсии, к среднероссийским показателям начисленной заработной платы составляет менее 50 %. Причины этого хорошо известны: большой объем скрытой заработной платы в экономике, составляющей по оценкам 35 – 37 % общего объема заработной платы, и неполный уровень собираемости взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Очевидно, что одной из задач пенсионной реформы является мотивация занятых к полному участию в финансировании пенсионной системы, что, в частности, должно выразиться и в увеличении размера страхуемого заработка и приближении его к размеру начисленной заработной платы (с учетом регрессивной шкалы взимания страхового тарифа).

В пакете законов пенсионной реформы предусмотрены механизмы, усиливающие зависимость размера пенсионных выплат от объема индивидуального участия застрахованных в финансировании пенсионной системы (новая пенсионная формула для расчета страховой части трудовой пенсии, учет заработка за весь период трудовой деятельности, механизмы формирования накопительной части трудовой пенсии), повышающие прозрачность пенсионной системы. Их цель, в первую очередь, создать заинтересованность работников в полной уплате страховых взносов. Однако действенность этих механизмов, особенно в среднесрочной перспективе, вызывает сомнение, что, в первую очередь, связано с сохраняющейся очень высокой социальной нагрузкой на фонд оплаты труда. Кроме того, в ближайшие 10 лет после реформы 2001 г. основную часть в общем объеме «условно-накопленного» пенсионного капитала будет составлять начальный пенсионный капитал, сформированный в результате конвертации накопленных до начала реформы пенсионных прав. Вновь «накопленные» права не превысят 20 – 25 % пенсионного капитала. Такая ситуация может сдерживать

мотивационные механизмы нового пенсионного законодательства для занятых работников предпенсионных возрастов.

Срочно?

Читайте так же:  Сколько налог на землю ижс в год

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Показатели системы пенсионного и социального обеспечения

В IV квартале 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007г., в рамках общей тенденции, наблюдалось существенное снижение индекса потребительской уверенности у лиц в возрасте 50 лет и старше — на 12 процентных пунктов.

Более подробные данные о состоянии пенсионного обеспечения и демографических тенденциях в стране, а также о численности пенсионеров и размере пенсии по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

Социальное обеспечение — предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Пенсионеры — лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями.

Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реальный размер назначенных пенсий — относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом — в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации — в субъектах Российской Федерации. Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Читайте так же:  Надбавка к пенсии депутатам государственной думы

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации — в целом по Российской Федерации, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации — в субъектах Российской Федерации.

Покупательная способность среднего размера назначенных пенсий отражает потенциальные возможности пенсионеров по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднего размета назначенных пенсий. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма назначенной пенсии будет направлена только на эти цели.

Инвалидность означает социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Стационарное учреждение социального обслуживания престарелых и инвалидов — медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей), нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Регулярная денежная выплата — выплата, введенная в связи с изменением формы предоставления льгот, а также все виды выплат (доплат), производимые отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с регулярной периодичностью (ежемесячно или ежеквартально), за исключением денежных компенсаций.

Единовременная денежная выплата — выплата, осуществляемая один раз в год, а также другие выплаты, имеющие нерегулярный характер, за исключением денежных компенсаций.

Денежная компенсация — полное или частичное возмещение гражданам затрат на приобретение товаров и услуг, имеющее целевой характер.

Малоимущее население — население, доходы которого не превышают величину прожиточного минимума. Показатель рассчитывается на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в котором доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства в течение периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.

Читайте так же:  Куда подается исковое заявление по алиментам
Видео (кликните для воспроизведения).

Индекс потребительской уверенности — обобщающий (композитный) индекс, который рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Статистический бюллетень 2010 года
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Показатели системы пенсионного и социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here