Содержание
Пенсии при царе в россии
Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.
Пенсии до революции: социальное обеспечение в.
Пенсии до революции:
социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков
Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.
Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.
Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.
Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.
Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.
До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.
Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.
В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.
Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.
Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».
Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.
Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.
Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.
Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.
Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.
В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.
В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.
Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.
Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).
Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.
Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет — для 50 %.
Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.
Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.
При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.
Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.
Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).
Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).
Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.
Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.
Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.
В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».
2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.
При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.
Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.
Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.
К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.
Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.
Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.
Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих — при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.
В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена — охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.
Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.
Была ли пенсия до исторического материализма
О ПЕНСИЯХ В ЦАРСКОЙ РОССИИ…
(«проклятый» царизм))
Чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили «получить полный оклад») следовало прора ботать 35 лет.
Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада».
Напомним, что средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах не менее 160-ти и до 400 рублей), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей.
Накануне Февральской революции ( в период Мировой войны!) пенсии были повышены: минимальные на 75%, максимальные на 25%.
Там же («Архив истории труда в России», с. 135) указано, что семьям рабочих, призванных на военную службу, сохранялось содержание (в том числе пенсия кормильца семьи), в зависимости от семейного положения: семьям с детьми — 100% содержания, бездетным — от 75 до 50%.
Согласно пенсионному законодательству 1912 года, пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья.
Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет — треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, «полный оклад» полагался после 20 лет работы, 2/3 при выслуге не менее 10 лет, а треть — при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.
В 1912 году за пять рублей можно было доплыть на пароходе из Одессы до Святой Земли – Палестины или купить коня. Воспользоваться извозчиком можно было за 5 копеек, это значит, что на пятьсот рублей прокатиться на «такси» в одну лошадиную силу позволительно 10000 раз.
Цены на товары в 1913-1914 годах: сахар – 20 коп. за фунт (0,454 кг.), керосин – 8 коп., спички — 14 коп. пачка, чай – 1 руб. за кирпич, махорка – 36-40 коп., мука ржаная – 50-55 коп. за пуд, мука пшеничная – 70-75 коп., овес – 30 коп. за пуд.
Цена на отдельную комнату колебалась от 3,5 рублей до 10 рублей в месяц.
В средней полосе России в 1912 году фунт пшеничного хлеба стоил 3,5-4 копейки, тонна угля – 10 рублей, а фунт мяса лучшего сорта – 16-17 копеек.
Женская домашняя прислуга получала 6-8 рублей в месяц, полицейские надзиратели получали жалованье в 35-40 рублей в месяц.
Годовое жалованье москвичей в 1912 году:
Госслужащие: чиновники старше 8 класса, следователи инспекторы – от 3000 до 4000 р. в год. Жалованье госслужащим выдавалось обычно каждое 20-е число.
Интеллигенция (бухгалтеры, фельдшеры, инженеры, журналисты) 1000 — 1500 р. в год.
Офицеры 800 — 2000 р. в год.
Учителя и воспитатели: «старшие учащие» — 660 р. и квартира с отоплением и освещением, «классные учащие» — 460 р. жалованья и 240 р. квартирных.
Городовые – 200 р. с предоставлением жилья семье в казарме.
Рабочие редких специальностей (например, электромонтеры) – 700 р.
Средний рабочий — 285 р., работница — 200 р.
Для большинства москвичей бюджет 1 рубль в день – мечта.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Штраф за появление в публичных местах в пьяном виде в то время обходился в сумму от 35 до 300 рублей.
Сыр Честер, который варили в сыроварнях Архангельской, Новгородской, Курской, Вологодской, Вятской губерниях был наиболее товарным сыром, и англичане охотно покупали, стоил 60 коп. за килограмм, или 10 рублей за пуд.
Пенсии при царе в россии
Поместное и вотчинное землевладение, выполнив свою роль в период укрепления Русского царства, в начале 18 века постепенно были вытеснены денежными формами жалования — прежде всего военным и гражданским чинам.
Уже в конце века круг получателей пенсий в Российской империи был расширен. Существенно снизился порог пенсионной выслуги. Возросли расходы на содержание отставных и нетрудоспособных служащих. Постепенно стирались сословные границы при назначении денежных пенсий по старости, инвалидности или потере кормильца. Уже к концу 18 века пенсии из казны будут получать подавляющее большинство военных и служащих государственных учреждений.
Начало регулярного пенсионного обеспечения в России относят к эпохе Петра Великого. А первым пенсионным законом принято считать положения из «Устава Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.
Стоит подчеркнуть, что это лишь одна из многих версий. Так же, как не существует до сих пор единого мнения по поводу приоритетной роли Петра I в становлении пенсионного права в России. В других формах и иных определениях, но традиция государственного покровительства отставным и нетрудоспособным государевым слугам существовала задолго до петровских реформ.
С другой стороны, только в 18 веке, при царе-реформаторе, слово «пенсия» (в значении особой денежной выплаты царским служащим) вошло в язык государственных циркуляров и обиходную русскую речь. Но не из латыни, как во всех европейских языках, а уже из французского, где pension — значит «платеж».
Также впервые при Петре I была создана регулярная система денежных выплат раненым офицерам и инвалидам, получившим увечья в ходе военных кампаний.
Практика оказания дополнительной помощи военнослужащим начала отрабатываться Петром еще на рубеже 16-17 веков, во времена Азовских походов и начала Северной войны со Швецией.
Не случайно первые законодательно установленные нормы пенсионного обеспечения были прописаны именно в Морском Уставе и касались исключительно офицеров флота.
Регламент назначения офицерских пенсий подробно изложен в пяти артикулах (статьях) Шестой главы Морского устава, которая называлась « О корму и жалованье ». Порядок и размер пенсионного пособия каждому офицерскому чину устанавливался отдельно. По Уставу, пенсии полагались также вдовам и детям погибших офицеров.
Управление пенсионными выплатами военным, а затем и гражданским служащим в Российской империи было возложено на Коллегию экономии.
При этом государственные пенсии по старости не полагались гражданам, которые не находились на государственной службе. Для них действовали нормы социального обеспечения в рамках благотворительных, или так называемых «богоугодных» заведений: домов призрения, сиротских приютов, а также специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов.
Таким образом, «служба трону» — как непреложное условие получения казенной пенсии, установленное еще во времена первых русских царей — оставалась исключительным правом для пенсионной выслуги и во времена Российской империи.
Уже к концу 18 века отдельные пенсионные уложения стали появляться в гражданских ведомствах. В числе первых в России денежные пенсии были установлены для служащих в Сибири. А также для служащих таможни, пожарных, медицинских, горных, лесных и учебных учреждений.
Вслед за принятием Морского устава, 24 января 1722 года Петр I ввел еще одно новшество, которое будет существовать в России вплоть до революции 1917 года, определяя личную судьбу каждого царского чиновника. Табель о рангах — так называлось уложение о классах государственных служащих , которое устанавливало классификацию придворных, гражданских чинов и воинских званий командного состава регулярной российской армии и флота.
Введение Табели о рангах стало правовой основой для назначения денежного довольствия и всех других видов жалования, включая пенсии военных и чиновников.
Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военные ведомства, постепенно распространялись на другие сословия государевых слуг.
Так, начиная с 1799 года было установлено право на пенсию вдовам военнослужащих. Причем данное право не ограничивалось возрастом женщины, потерявшей кормильца. Детям-сиротам пенсии стали выплачивать до наступления совершеннолетия, то есть до 21 года.
Важно отметить, что в случае смерти офицера его семье полагалось денежное содержание, которое, по закону, было безусловным и обязательным к выплате для всех иждивенцев или членов семьи, имевших доход меньше того, что получал при жизни кормилец.
Размеры денежных пенсий военным также были постепенно увеличены.
В короткий период пребывания на троне малолетнего императора Петра II (с 1727 по 1730 год) нормы Морского устава — согласно указу от 9 июня 1728 года — были распространены на вдов и сирот иностранных офицеров, служивших в российских сухопутных войсках. Причем расходы на эти выплаты финансировались либо за счет вычетов из личного жалования офицеров, либо за счет экономии средств, выделяемых армейским формированиям (например, в случае не полного укомплектования личного состава полка).
В период царствования Анны Иоанновны были приняты ряд указов, по которым право на пенсионное обеспечение распространялось на служащих Академии навигационных наук и работников-мастеровых Сестрорецкого завода под Петербургом. И те и другие непосредственно работали на нужды российского флота. Но расходы на пенсии в этом случае покрывались за счет учреждений.
Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках.
В частности, в Указе Екатерины II впервые будут прописаны правила назначения пенсий для генеральских чинов, которые не были вовлечены в систему пенсионного обеспечения в первые годы пенсионных реформ Петра I.
Стоит заметить, что в годы правления Екатерины II пенсионные расходы возросли многократно.
Так, по двум указам Екатерины (от 26 февраля 1764 года и от 24 августа 1765 года), были впервые установлены пенсии за выслугу лет. Для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет.
Право на получение пенсии предоставлялось лицам, отслужившим соответствующий срок и имевшим жалованье около 400 рублей в год. Причем назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным.
Перечень пенсионеров, претендующих на получение казенных пособий, определялся императрицей и был ограниченным по численности. Так, лицам, не включенным в тот или иной круг пенсионеров, приходилось ждать освободившейся вакансии.
За время царствования Екатерины II пенсиями в России были охвачены большинство чинов, прослужившие не менее 20 лет.
Ряд новых положений о пенсиях в 18 веке затронули сферу казенного содержания иждивенцев. Так, например, при Екатерине II были повышены возрастные планки для детей: до 12 лет увеличен возраст сыновей и до 20 лет – дочерей, которые имеют право получать половину пенсии погибшего отца-военнослужащего. По достижении этого возраста мальчики должны были поступать в школу (на государственное попечение).
Для дочерей, не вышедших замуж по достижении 21 года («по болезни или увечью», как уточнялось в царском указе), было предусмотрено право получать пенсию отца пожизненно.
Как указывают источники, ежегодные расходы государства на пенсии в годы правления Екатерины II составляли около 300 тысяч рублей. Только на жалованье высшим военным чинам (отставным генералам) из государственной казны было велено отпускать 50 тысяч рублей в год.
Казенные расходы на пенсии во времена Екатерины II выросли не только за счет увеличения во второй половине 18 века государственных служащих и иждивенцев, но и в результате назначения дополнительных пенсий — не предусмотренных установленными нормами.
Рост казенных расходов продолжился и при Павле I. По его указу от 18 декабря 1797 года был увеличен объем расходов на пенсионные выплаты. В то же время срок выслуги пенсии для гражданских и военных служащих был сокращен до 25 лет.
Согласно указу Павла I от 28 апреля 1798 года, чиновникам, которые поступали на государственную службу повторно (после выхода в отставку), назначалось жалование или пенсионное пособие — в том случае, если его размер был выше нового жалования. Примечательно, что военным чинам в случае возвращения на службу после отставки пенсия из средств Коллегии экономии не выплачивалась.
Дополнительные крупные пенсионные выплаты были произведены по указу Павла в период 1799-1800 годов. Это были выплаты семьям офицеров, погибших во время зарубежных военных походов русской армии в составе антифранцузской коалиции (в том числе — известный Швейцарский поход Суворова в 1799 году, с переходом через Альпы).
Особая роль в системе социальной помощи в 18 веке отводилась благотворительности. В петровскую эпоху и вплоть до 1775 года функции попечительства низших сословий — так называемое «призрение бедных» — возлагались на Коллегию епархиальных ведомств. При ее содействии на церковных и монастырских землях строились больницы и небольшие сиротские приюты, рассчитанные на содержание не более 10-15 человек. Позднее вся система богоугодных заведений перешла в подчинение вновь созданному Приказу общественного призрения.
На первых порах при Петре I во всех губерниях были учреждены «богадельни-госпитали» для «призрения увечных и престарелых воинов», затем офицеры, «не способные к службе в полевых войсках», переводились в гарнизоны или определялись по губерниям на места постоянного жительства. Тем, кто признавался «недееспособным», назначалась пожизненная пенсия.
По царскому указу от 1719 года, для оставляющих военную службу по возрасту или состоянию здоровья при монастырях устраивались богадельни и госпитали. Кроме задач ухода за больными, на монастыри также возлагалась обязанность выплачивать пенсионное пособие бывшим воинам, «потерявшим здоровье при защите Отечества».
По указу от 29 марта 1784 года, престарелыми людьми, подлежащими помещению в богадельню, считались лица не моложе 60 лет. Прием в богадельни был открыт для престарелых и инвалидов всех сословий. Но во время или по окончании военных кампаний, по распоряжению Приказа общественного призрения, богадельни принимали в первую очередь инвалидов нижних воинских чинов. Позднее для военных стали строить специальные инвалидные дома.
Но история пенсий в 18 веке была бы не полной без упоминания о поместных землевладениях, которые также служили формой «пенсиона» — в частности, при Петре I.
Более того, именно с Петром связана история появления в России такого явления, как «дача».
Дачные поместья — одно из множества нововведений царя-реформатора. Поместные дачи служили особой формой пенсионных привилегий в петровской России. Но в отличие от жалованных вотчин предыдущих русских царей, петровские «дачи» были поначалу исключительно казенной собственностью, и предоставлялись царским вельможам лишь во временное пользование. «Дачу» нельзя было ни продать, ни завещать. Но эти ограничения были сняты после закона 17 марта 1731 года, который окончательно устранил разницу между поместьями и вотчиной.
С этого времени дачи вместе с крепостными стали жаловаться царем в полную и наследственную собственность без каких-либо ограничений.
Со времен Петра казенные и дворцовые земли отдавались в частное владение по разным случаям. В том числе пожалование дачи практиковалось в качестве особой награды либо пенсии за преданную службу, отмечал Василий Ключевский.
«Так, — напоминает автор «Истории Государства Российского», — самые крупные землевладельческие состояния XVIII века были созданы путем пожалования. Князь Меншиков, сын придворного дворцового конюха, по смерти Петра имел состояние, простиравшееся до 100 тысяч душ. Точно так же сделались крупными землевладельцами и Разумовские: в царствование Елизаветы граф Кирилл Разумовский приобрел путем пожалования до 100 тысяч душ».
Но наиболее очевидный и самый существенный итог этой эпохи: в результате государственных реформ Петра I и его первых последователей (в том числе Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I) правовое определение «пенсий» в российском законодательстве впервые вышло за рамки «царской милости». И это, пожалуй, основной вклад правителей 18 века в развитие социальных институтов и в целом российского общества.
Элита Российской империи. Пенсии за службу путейскую. Часть 1
Организация в Российской империи казенного и частного пенсионного обеспечения на железной дороге имеет свою историю. К 1897 году в России уже было создано более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. В начале XX века в империи в целом сложились 2 подхода к пенсионному обеспечению: распределительный и накопительный. Фактически все госслужащие в царской России, включая путейских, состояли членами эмеритальных, страховых и пенсионных касс. В дополнение к пенсионным кассам, все ж/д (казенные и частные) имели свои отдельные эмеритальные кассы или создавали объединенные кассы вместе с другими дорогами.
На первых порах была проведена большая подготовительная работа по составлению нормативных документов, пенсионных расчетов и таблиц смертности. Эта работа была поручена правительством магистру математики Б. Ф. Малешевскому, который хорошо зарекомендовал себя при создании пенсионной кассы для служащих Общества Юго-Западной ж/д. В результате проф. Малешевский подготовил свой 5-титомный труд »Теория и практика пенсионных касс», который в 1890 году стал единственным изданием такой тематики на русском языке. На основе расчетов и таблиц, подготовленных будущим тайным советником, строилась работа практически всех касс, работавших в отечественной системе пенсионного обеспечения той поры.
Компенсации за несчастный случай
Постепенно на ж/д складывалась система правовой защиты и социального страхования служащих, мастеровых и рабочих, пострадавших в результате несчастных случаев. Наилучшие условия были введены в действие в начале 1900-х годов, что нашло свое отражение в Своде законов Российской империи. Было введено «Положение о вознаграждении пострадавших вследствие несчастных случаев служащих, мастеровых и рабочих на железных дорогах, открытых для общего пользования, а равно членов семейств сих лиц». Его нормы распространялись на тех, кто обслуживает поезда и паровозы, стрелочников, сцепщиков, составителей поездов, башмачников, смазчиков и других работников, «без различия пола и возраста». Под действие Положения попадали все работавшие в мастерских, ремонтники ж/д полотна, а также строители путевых зданий и сооружений. Фактически там были перечислены все те, кто прямо или на условиях подряда был связан с работами на ж/д.
Каждый случай травматизма тщательно расследовался. В расчет принимались лишь «телесные повреждения», повлекшие временную или постоянную утрату трудоспособности. Профзаболевания не учитывались. Был определен «потолок» годового заработка или содержания — до 1500 руб., который применялся при расчете выплат. «Вознаграждение» пострадавшему назначалось в виде пенсии или пособия. Для тех, кто был на поденной оплате для расчета брались ¾ среднего заработка пострадавшего. Для всех остальных — из расчета 2/3 заработка. Сначала всем пострадавшим назначалось пособие на срок до восстановления трудоспособности или по дату начала выплаты пенсии. Всем им предоставлялась бесплатно врачебная помощь и медосвидетельствование.
Пенсия назначалась при постоянной утрате трудоспособности. В случае полной невозможности трудиться пострадавшим из числа служителей, мастеров и рабочих пенсионные выплаты составляли ¾ годового заработка, а всем остальным служащим — в размере 2/3 годового содержания. Если же тяжесть увечья требовала постороннего попечения, то выплачивался полный размер годового заработка. Пенсии назначались советом управления казенной ж/д или правлением общества частной дороги.
При смертельном исходе семействам определялась пенсия из расчета: вдове — 3/8 заработка пожизненно или впредь до замужества, а сиротам до возраста 18 лет в размере 1/6 годового заработка. Круглым сиротам выплачивали пенсии по ¼ заработка. Если у погибшего путейца на иждивении были малолетние братья и сестры, то им тоже выплачивали до 15-летнего возраста по 1/6 в виде пенсии. Если же вдова вступала в новый брак, то ей выплачивалось единовременное пособие в 3-х кратном размере ее пенсии. Предусматривались доп. выплаты, если пострадавший получал квартирные деньги и обмундирование. Имелись и другие особенности выплат компенсации. Например, после известных событий 1905 года, рабочие и служащие ж/д, пострадавшие из-за отказа от участия в забастовках, также получили право на пенсии и пособия.
Пенсии за особые путейские условия
Быстрое развитие нового вида наземного транспорта было бы невозможно без подготовленных специалистов, работающих с максимальной отдачей на благо Отечества. Забота о путейцах стала задачей государственного значения, однако империя, по-прежнему, отставала от передовых стран. Интересные сравнения можно встретить в книге «Железнодорожная неразбериха», написанной действительным статским советником, начальником службы движения Привисленской ж/д Н.П. Верховским. По его данным, на 1 версту пути в России приходилось 12,7 рабочих и служащих, тогда как в Австрии — 8,6; в Германии — 6, а в Америке и вовсе 3,7 служителей. В то же время денежное содержание тех же работников обходилось у нас в 331 руб., в Австрии — 458 руб., в Германии — 602 руб. и в Америке — 1100 руб. Вывод инженера Верховского был очевиден: за границей на ж/д имеют меньше служащих, но их труд оплачивается лучше.
Важность пенсионного обеспечения и социального страхования возрастала в связи с высоким уровнем травматизма на дорогах и ростом численности путейских работников. Первая ж/д пенсионная касса была учреждена в России еще в 1858 г. на Варшавско-Венской ж/д. Кстати, позже на Петербургско-Варшавской ж/д дополнительно были созданы для служащих ссудо-сберегательная, сберегательно-вспомогательная кассы и общество взаимного вспоможения работников дороги.
Спустя 30 лет — в 1888 году было утверждено »Общее положение о пенсионных кассах российских частных дорог». А в 1894 году появилась общая пенсионная касса для служащих казенных ж/д. В России тех лет существовали пенсионные кассы трех типов — эмеритальные, страховые и сберегательно-вспомогательные кассы. При этом сберкассы не считались приоритетным направлением в пенсионном обеспечении тех лет.
В эмеритальных кассах размер пенсии определялся для каждой должности в соотношении к «нормальному окладу» (он был меньше оклада действительного и представлял собой величину неизменную, на которую не влияли периодические прибавки жалованья). В таких кассах осуществлялся принцип взаимопомощи участников – взносы выбывших без пенсии распределялись среди оставшихся участников.
По-иному работали страховые пенсионные кассы. Например, пенсионная касса служащих на Юго-Западных ж/д. Она была учреждена на началах страхования жизни и стала первой пенсионной кассой, построенной по страховому принципу. Затем по ее образцу были учреждены другие пенсионные кассы на казенных и частных ж/д.
Участие в кассе служащих казенных ж/д было обязательным для «всех лиц обоего пола», находящихся на постоянной службе, за исключением лишь некоторых категорий рабочих, а также участников эмеритальных касс и лиц старше 60 лет. В кассе могли участвовать жены и родственники железнодорожника. Имелась возможность и для добровольного участия в пенсионной кассе представителей других профессий.
Казенные пути – дороги к пенсии
Возможность выслужить пенсию привлекало людей на работу на ж/д. Особенно актуально это было для путейцев на окраинах империи. Так, на Забайкальской ж/д в 1905 году трудилось почти 36 тыс. человек. При этом почти весь состав высших и средних служащих были приезжими. А низшие служащие, как отмечает В. Никифорова, набирались из бурят, поселенцев и ссыльных.
На железных дорогах Российской империи действовали три вида заработной платы: для постоянно-штатных, постоянно-поденных и временных рабочих. Постоянно-штатные рабочие, как и служащие, получали твердые оклады, которые не учитывали интенсивность и производительность труда. Средний заработок рабочих колебался в пределах от 25 до 70 руб. в месяц и зависел от многих причин. Мастера и служащие получали почти в 2 раза больше — от 75 до 130 руб. Например, служащие-мужчины получали разные суммы в зависимости от места работы: в службе тяги — 97 руб., в бухгалтерии — 94 руб., в пенсионной кассе ж/д — 88 руб., а работавший в депо получал всего 50 руб. Тем не менее, общая численность занятых в отрасли ж/д постоянно увеличивалась. В период с 1890 по 1916 годы она выросла с примерно 250 тыс. до более 1 млн. человек.
С конца XIX века ж/д Устав предписывал всем дорогам иметь пенсионные кассы. Обязательными участниками касс как на казенных, так и в управлении ж/д были работники обоего пола, включая рабочих, которым установлены постоянные оклады годового содержания. В пенсионную кассу не принимали тех, кто уже был обязательным участником эмеритальной кассы, кого приняли на службу сроком не более 1 года, а также кому исполнилось 60 лет и более. В кассе можно было участвовать и добровольно, но на других, вполне определенных условиях.
Пенсионные средства кассы формировались, как правило, из разных источников:
1) вступительный взнос — 6% от годового содержания (с рассрочкой выплаты);
2) ежемесячный взнос — 6% от месячного заработка;
3) единовременно 10% при получении наград;
4) взнос при повышении в должности — трехкратная разница между новым и старым окладами за 3 месяца;
5) пособие от казны — 3% от получаемых служащими окладов;
6) добровольные пожертвования частных лиц и обществ;
7) поступления от выручки ж/д (продажа невостребованного багажа и грузов, штрафные деньги, сборы за содержание на станциях буфетов, торговлю газетами, размещение рекламы и т.д.
В результате банковских операций на личные счета участников ежегодно начислялось 4% дохода.
Вычеты в кассу не делались из квартирных, разъездных и командировочных денег. При увольнении от службы в ж/д ведомстве членство в кассе прекращалось. При переводе на другие дороги или в управления дорог служащий оставался участником пенсионной кассы и все его накопления сохранялись, поскольку все капиталы кассы причислялись к специальным средствам МПС.
Пенсии назначались двух видов: 1) обыкновенные (за 15 лет выслуги и более) и 2) усиленные (при утрате трудоспособности после 10 лет службы). Если прослужил менее 10 лет, то при выходе из кассы получал лишь собственные накопления, без процентов и прибавок. Исключение составляли досрочные пенсии и пособия участникам, оставляющим службу по увечью и неспособности к труду. Пенсия по увечью на службе при 10-летнем участии в кассе составляла 60% от ее полного размера с надбавкой по 2% за каждый последующий год выслуги. Верхний предел денежного довольствия для расчета пенсии в начале XX века составлял 2400 руб. Максимальная пенсия была при выслуге свыше 30 лет после достижения возраста 55 лет. Для машинистов, кочегаров, смазчиков и кондукторов пенсионный возраст был установлен в 50 лет.
Выплата пенсий прекращалась в случаях: а) смерти; б) вступления в монашество; в) лишения всех прав состояния; г) безвестным отсутствием в течение года. Выплата вдовьих пенсий прекращалась при ее вступлении в новый брак. Сиротские пенсии прекращали платить по достижении 18 лет. Но как бы там ни было, пенсионные выплаты были хорошим подспорьем при любом, даже самом неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Юрист ведущей адвокатской конторы Москвы.
Специализация: гражданское право.
Стаж 22 года.